Ролевая игра "Графиня де Монсоро"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ролевая игра "Графиня де Монсоро" » Историческая справка » Бытовые детали эпохи


Бытовые детали эпохи

Сообщений 181 страница 210 из 230

1

Реми ле Одуэн: По предложению короля Наваррского озвучиваю: обсуждать бытовые детали данной эпохи и согласовывать. Что меня смущает: Аннет де Блуа. Аннет уменьшительное имя от имени Анна. Уменьшительными именами в указанную эпоху обращались только к молоденьким служанкам. К служанкам в возрасте - по фамилии с обращением "мадам". Уменьшительно девушку могли звать только родители наедине или наедине возлюбленный. Графиня Аннет де Блуа (простите, если неточно указываю фамилию) это как графиня Танюха Степанова или герцогиня Манюня Сидорова.

Реми ле Одуэн написал(а):

это как графиня Танюха Степанова или герцогиня Манюня Сидорова

  http://arcanumclub.ru/smiles/smile308.gif Зувчит-то как звучит))))

Сообщения объединены для соблюдения хронологии - граф де Бюсси

181

Генрих Наваррский написал(а):

Барон де Ливаро
Просто в самом начале квеста, я пишу, что предпочел бы остаться в Нераке и беззлобно пререкаться с Марго, которая откровенно скучает по Лувру и оттого становится порой сварливой (да простит она мне эти слова!).
И все))
Но вы правы, надо согласовать этот момент, наверное.

Тогда обсудите этот момент, сир, и решите.

Кстати, нашёл тут интересную ссылку на сайт с материалами по Эпохе Возрождения. Вот она:
http://www.renclassic.ru/Ru/34/

182

Барон де Ливаро написал(а):

Тогда обсудите этот момент, сир, и решите.

Кстати, нашёл тут интересную ссылку на сайт с материалами по Эпохе Возрождения. Вот она:
http://www.renclassic.ru/Ru/34/

Благодарю вас, барон! Изучаю! Это просто клад))

183

Ваше Величество, брат Анрио, а разве у вас карие глаза? Передо мной книга с вашей биографией , на обложке ваш портрет и глаза-то у вас зелено-голубые, в маменьку.

184

Луи д'Аруэ д'Аламбер
Ммм... а гугл мне выдал карие... Поделитесь ссылочкой?)) Изучу)

185

Хромает мой комп, книга Василия Балакина "Генрих", есть в интернете. У Жанны д'Альбре глаза были голубые и она на портрете в молодости красивая. А впрочем Вы имеете полное право на литературную условность. Мне тоже раньше думалось, раз беарнец, значит кареглазый, бархатно-карие глаза красиво.

Отредактировано Луи д'Аруэ д'Аламбер (Пт, 19 Окт 2012 23:27:53)

186

Убрал цвет. Пока не определюсь, так сказать)) Благодарю вас!

Отредактировано Генрих Наваррский (Пт, 19 Окт 2012 23:30:40)

187

Как обещал ранее, выкладываю материалы по быту, архитектуре, интерьерам и мебели Эпохи Возрождения:

http://www.liveinternet.ru/journalshowc … mp;categ=0

http://maxbooks.ru/rencul/rensan157.htm - про быт европейских стран в данную эпоху (на этом же сайте можно найти про культуру Франции того периода, к которому относится игра).

http://analiculturolog.ru/component/k2/ … le_28.html - культура повседневности в Эпоху Возрождения

http://www.arhitekto.ru/txt/5renes01.shtml - архитектура Возрождения
http://www.arhitekto.ru/txt/5renes14.shtml - итальянский интерьер 15 века

http://www.rim.ua/ep_07.php - интерьеры и мебель Эпохи Возрождения
http://stroy-spravka.ru/mebel-i-oborudo … rozhdeniya - МЕБЕЛЬ И ОБОРУДОВАНИЕ ИНТЕРЬЕРА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

http://gemmastyle.ru/interer-vozrozhdeniya/ - интерьер и мебель Эпохи Возрождения в Италии и Франции

http://antiks.narod.ru/resarrection.htm - мебель Эпохи Возрождения

http://www.alta-d.ru/encyclopedia/design/050503.htm - ещё интересный материал по архитектуре и интерьерам

Стиль Эпохи Возрождения:
http://gardenweb.ru/stil-epokhi-vozrozhdeniya
http://gardenweb.ru/stil-epokhi-vozrozhdeniya-chast-2

http://lib.rus.ec/b/287091/read  http://lib.rus.ec/b/287091 - книга Эрика Чемберлина "Эпоха Возрождения. Быт, религия, культура" (думаю, очень многое из неё пригодится на игре)

http://www.alleng.ru/d/cult/cult005.htm  http://nashol.com/2011081558415/istoriy … a-l-m.html  http://mediumaevum.narod.ru/library/Ren … reness.htm - История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. специальностям / [Л. М. Брагина, О. И. Варьяш, В. М. Володарский и др.]; Под ред. Л. М. Брагиной. - М. : Высш. шк., 2001. - 479 с.

http://novellino.mybb.ru/viewtopic.php?id=20 - быт в Эпоху Возрождения
http://coolreferat.com/Быт_и_нравы_эпохи_Возрождения - быт и нравы Эпохи Возрождения

188

http://moikompas.ru/compas/renessans - Эпоха Возрождения: культура, традиции, искусство

http://referats.allbest.ru/culture/9000114933.html - рефераты по теме

http://henry3.borda.ru/?1-4-0-00000010-000-0-0 - быт Эпохи Возрождения

189

Генрих Наваррский написал(а):

Благодарю вас, барон! Изучаю! Это просто клад))

Не стоит, право :)

190

Барон, благодарю еще раз за очередную порцию ссылок! Буду завтра изучать! Еще я бы хотел попросить вас, может, что-то попадалось по Наварре? Меня в основном климат интересует, география, обычаи, гастрономия - в общем все в таком роде. Нашел пару ссылок,но очень скудных. Может, вам что попадалось?

191

Генрих Наваррский, у меня Интернет больше суток не работает. Сейчас из Интернет-кафе пишу, время кончается. Как починят, так сразу.

192

Благодарю вас, барон!

193

Генрих Наваррский, уже починили, но пока нет времени на поиски.

194

Барон де Ливаро
Барон, я ни в коей мере не тороплю вас и не настаиваю. Будет такая возможность - буду признателен. Нет - тоже буду)) За отзывчивость

195

А есть у нас что-нить по обычаям приёма гостей?

196

Граф де Бюсси, а среди закинутого мною материала нет про приём гостей? Посмотри, друг мой, может, найдётся. А зачем нужно?

197

Барон де Ливаро
Чтобы определиться с порядком приёма Шарлотты и месье д'Аверка в моём дворце. А то вдруг кто-нить скажет, что не так )

198

Граф де Бюсси, я понял. Может, как раз мои ссылки по поводу быта пригодятся? В частности, вот эти:

http://moikompas.ru/compas/renessans
http://lib.rus.ec/b/287091
http://www.alleng.ru/d/cult/cult005.htm
http://nashol.com/2011081558415/istoriy … a-l-m.html

199

Надеюсь, что найду там что-нить полезное )

200

Наконец-то добрался до этой темы! Решил помочь нашему лекарю в прикреплении ссылок и, порывшись, нашёл те, которые он здесь упоминал. Правда, одна, про правила хранения вина в погребах, не работает или изменила адрес, поэтому кидаю ссылку просто на сайт: http://www.wineworld.ru/ Может, кто-то найдёт там эту статью.

А вот та самая статья о бокалах, правда, относится она к 17 веку (кстати, в нашем фильме по "Графине де Монсоро" бокалы вполне похожи на те, что изображены на картине): http://blogovine.ru/mushketery-i-vino-3/
Там есть и как дежать бокалы. Правда, у статьи есть определённые недостатки, которые обсуждались здесь

Вообще, где-то находил информацию, что бокалы точно в 16 веке появились, то ли в Англии, то ли ещё где (найду ссылку - вывешу. К сожалению, в той статье, которую хочу вывесить, не было иллюстраций того, как же выглядели бокалы в 16 веке.).

201

А стеклянные бутылки, в принципе, могли и в 16 веке появиться, судя по этой статье: http://www.wineworld.ru/articles/biogra … lki_31425/ По крайней мере, на столе у знатных особ - точно. А стекло ещё в 6 веке дуть стали.

http://www.wineworld.ru/articles/rozhde … vinodelii/ - древние секреты и открытия в виноделии.

http://www.wineworld.ru/articles/rozhde … esto_vody/ - когда-то вино пили вместо воды. Кстати, вот по этой статье можно судить, какие бутылки могли поставить на стол в "Роге Изобилия". Бутылки могли быть! Дюма не ошибся! Но, вероятнее всего, они были не стеклянные, а глиняные. Вот цитата:

Раньше вино хранили только в бочках. Бутыли или кувшины, изготовленные преимущественно из глины, использовались только для доставки вина непосредственно из погреба на стол. Начало семнадцатого века ознаменовалось новыми технологиями изготовления стекла, благодаря которым бутылки стали крепче, а стеклодувное дело больше не требовало огромных расходов, как прежде. Примерно в это же время какой-то гениальный умелец придумал пробку и штопор.

202

http://dumania.borda.ru/?1-16-0-0000002 … 1331297548 - обсуждение винной темы в произведениях Дюма, а заодно и исторические справки. Например, анжуйцы пили вовсе не тот кагор, который у нас продаётся, в том числе в церквях.

203

Скачать монографию Уварова П.Ю. "Франция XVI века: опыт реконструкции по нотариальным актам":

http://www.knigoprovod.ru/?topic_id=23;book_id=1670
http://www.kodges.ru/168254-franciya-xv … ii-po.html
http://www.twirpx.com/file/944642/

http://vestnik.rsuh.ru/announcements.html?id=1043584 - беседа с автором, в том числе и по поводу данной работы.

204

Я не занимался специально поисками информации о дворянах-хирургах, но в поисках ссылок о вине случайно наткнулся на информацию, которую не мог не разместить, а именно протокол о вскрытии трупа Карла IX. Вот он:

Certitudes et incertitudes autour de la mort de Charles IX. Enquête sur l’autopsie d’un roi
http://cour-de-france.fr/article699.html?lang=fr

L’an 1574, la veille des calendes de juin, à quatre heures de l’après-midi, on fit l’ouverture du corps de Charles IX, Roi de France très chrétien, en présence des médecins qui ont signé ci-dessous et des chirurgiens qui pratiquèrent l’ouverture, au cours de laquelle on remarqua et on observa soigneusement ce qui suit : Tout le parenchyme du foie est desséché, exsangue, et noirâtre aux extrémités des lobes qui regardent les parties "camuses"[convexes]. La vésicule biliaire vide, ramassée sur elle-même, un peu noire. La rate en bon état. Aucune altération de l’œsophage [ou estomac ?] et continuité normale de l’estomac avec le pylore. L’intestin colon était devenu jaune, les autres [intestins] en bon état. L’omentum d’une mauvaise couleur, plus fin que la normale, rompu en partie, et dépourvu de toute graisse. Les deux reins intacts, de même que la vessie et les uretères. Le cœur flasque et comme desséché : toute l’humeur aqueuse qui est habituellement contenue dans le péricarde ayant disparu. Le poumon situé du côté gauche du thorax adhérait au flanc gauche depuis les fausses côtes jusqu’aux clavicules avec une telle force qu’on n’aurait pu l’en détacher sans le déchirer ni le mettre en pièces ; avec une putréfaction de sa substance, dans laquelle une vomique [abcès purulent] s’était rompue et avait laissé échappé un flux de pus corrompu et nauséabond ; la quantité en était telle qu’il avait reflué dans la trachée et l’avait obstruée, ce qui fut la cause de la mort soudaine et subite. Le deuxième poumon, sans adhérences, était cependant plus volumineux qu’à l’état naturel ; il était gros et distendu (comme dans le poumon gauche, sa substance était tuméfiée, très gâtée) et dans sa partie supérieure, il était putréfié, plein d’une humeur sale, comparable à de la bave ou de la pituite (phlegme), à du mucilage, à de l’écume, ressemblant à du pus. Le cerveau sans défaut.

Les médecins qui assistèrent : Mazille, Vaterre, Alexis Gaudin, Vigor, Lefèvre, Saint Pons, Pietre, Brigard, Lafille, Duret . Les chirurgiens qui ouvrirent : Paré, d’Amboise, Du Bois, Portail, Eustache, Dioneau, Lambert, Cointret, Guillemeau.

"Года 1574 г, накануне июньских календ (не знаю что это такое), в четыре часа по полудни, совершено вскрытие тела Шарля IX, христианнейшего короля Франции, в присутствии нижеподписавшихся врачей хирургов, которые осуществили вскрытие, в течение коего заметили и тщательно записали то, что изложено далее: Вся паренхима печени осушена, обескровлена, и почернела в крайних долях. Пустой желчный пузырь, уплотненный, немного черный. Селезенка в хорошем состоянии. Никаких изменений в желудке и пищеводе, нормальная проходимость желудка с привратником. Внутренность толстого кишечника стала желтой, другая часть кишечника в хорошем состоянии. Оmentum (сальник, я так полагаю, это простата) плохого цвета, тоньше нормы, частично разорванный, и лишенный какой-либо смазки. Обе почки не повреждены, так же, как мочевой пузырь и мочеточники. Сердце дряблое и как-бы иссушенное: вся водянистая влага, которая обычно содержится в сердечной сумке изчезла. Легкое, расположенное с левой стороной грудной клетки, примыкало к левому боку с неправильной стороны до ключиц и так прочно, что нельзя было оторвать его не разрывая его и не разрезая на куски; с разложением его вещества, в котором гнойный нарыв разорвался и вызвал поток гноя, протухшего и тошнотворного; количество его было такое, что он влился в дыхательное горло и перекрыло его, что и стало причиной внезапной смерти. Второе легкое, без спаек, было однако более объемным чем в естественном состоянии; оно было увеличенным и было растянуто (так же как и левое легкое, оно было отечным) и в его верхней части, оно гноилось, было полно грязной влаги, сравнимой со слюной или слизью. Мозг без дефекта.

Врачи, которые присутствовали: Mazille, Vaterre, Alexis Gaudin, Vigor, Lefèvre, Saint Pons, Pietre, Brigard, Lafille, Duret. Хирурги, делавшие вскрытие: Paré, d’Amboise, Du Bois, Portail, Eustache, Dioneau, Lambert, Cointret, Guillemeau".

Взято отсюда: http://dumania.borda.ru/?1-0-0-00000170 … 1345041061 . Подчёркивание - моё. Как видно из текста, среди хирургов, проводивших вскрытие, одна, а то и две дворянские фамилии. Даже если предположить, что дворянство недавнее (а его, в отличие от времён мольеровского мещанина, думаю, в 16 веке всё-таки получали за боевые заслуги, чем покупали), то дворянин-хирург уже не кажется нонсенсом, ведь в данном документе один хирург (или два) является дворянином, живёт в 16 веке и проводит вскрытие трупа короля. Правда, мы не знаем, где эти конкретные дворяне-хирурги учились хирургии, источник нам этого не говорит. Зато мы видим, что они были.
Должен сказать, что порой дворянам в 16 веке, по крайней мере, некоторым из них, приходилось заниматься и такими занятиями, по сравнению с которыми хирургия ещё вполне благородное занятие. Если вспомнить биографию многих испанских конкистадоров, то большинство из них (хотя и не все) были либо младшими сыновьями дворян (а ведь тогда владения и титул передавались от отца к старшему сыну, так что младшие не получали ничего и  должны были крутиться, как могут), либо и вовсе бастардами. Тот же Франсиско Писарро, незаконнорожденный сын дворянина и простолюдинки, был неграмотным, а до ухода в солдаты пас свиней. Это факт. Вот подтверждение:

Франсиско Писарро родился в Трухильо, провинции Эстремадура, в 150 километрах к юго-западу от Мадрида. Он был незаконнорожденным сыном дона Гонсало Писарро, по прозвищу "Высокий", отличного солдата, получившего знатный титул за храбрость в сражениях против мавров. Его мать, Франсиска Гонсалес, была дочерью простолюдина. Мальчика никогда не учили читать, он играл со своими сверстниками в окрестностях Трухильо, иногда присматривая за овцами или свиньями. С ранней юности он мечтал о приключениях.

Нашёл здесь: http://mycelebrities.ru/publ/ljudi/pute … 24-1-0-460
А можно прочесть об этом и в других источниках:
http://latino-america.ru/south_america/ … magro.html
http://travellersa.ru/glavnaya/20-pisar … sisko.html
http://pisarro.ru/
http://xreferat.ru/9/3283-1-fransisko-pisarro.html

По последней ссылке опять же очень интересная вещь:

Франсиско Писарро

Завоеватель империи инков и строитель Лимы.

Его детство и юность прошли в мечтах о лучшей доле - незаконнорожденный сын небогатого дворянина и местной крестьянки, ему пришлось быть «мальчиком на побегушках», и даже, как потом издевались его недруги из знатнейших родов Испании, бегать с хвостиной за обычными свиньями.

Да, он был "мальчиком на побегушках" и пас свиней, а это - ещё менее престижное занятие для дворянского сына, пусть и рождённого вне брака, нежели хирургия. И родился он в конце 15 века, так что это даже более ранняя эпоха, нежели отыгрываемая здесь.

205

Благодарю, Ваше Величество! Наконец-то статья найдена! Так вот как держали бокалы в 16-17 веке. Менее удобно чем мы, надо сказать. Ещё статья напомнила, что пить из бокалов привилегия знати. А такая манера держать бокал видимо признак куртуазности. А бокал на картине как и фильме точь в точь с золотым ободком, вы правы. Похож. Забавно, ни в одном историческом фильме правильная манера держать бокалы не воспроизведена. Спасибо, Ваше Величество. По поводу неблагородных занятий дворянства, мое ИМХО. Бедность и многодетность толкала младших сыновей дворян на неблагородные занятия. На морской разбой, среди буканьеров есть дворяне. Мишель де Граммон, например, в трепете державший побережье Мексики. Но в ремесла путь дворянам был все-таки закрыт. Цеховики-ремесленники были закрытым цеховым социумом, была переемственность профессий от отца к сыну, профессиональные тайны. К тому же в профессии приходили с детства, профобучение начинали в профессиональных школах с 12-ти лет, до этого отец готовил к профессии. В хирургию не то приходили с детства, в ней рождались. Просто начав позже невозможно было достигнуть общепринятого тогда уровня мастерства. Тем более в условиях операций без наркоза. И экзамен с вручением аналога нашего диплома был. Отсылаю к книге Юбера Метивье, почетного хранителя музеев Франции. "Франция в 16-18 веках до Людовика 15-го" ( римские цифры набрать затрудняюсь) , там интересная информация о сословиях, их статусах, занятиях, в том числе и о хирургах-рмеслениках.

Отредактировано Анна (Чт, 1 Ноя 2012 07:55:01)

206

В связи с отыгрышем охоты с ночевкой возник закономерный вопрос - как размещать участников в Фонтенбло на ночлег. Из информации, предоставленной бароном де Ливаро, к этой теме больше всего подойдут следующие факты:

Городские дома богатых граждан отличались просторными и многочисленными помеще-ниями. Например, палаццо XV века семейств Медичи, Строцци, Питти во Флоренции, дом Фуггеров в Аугсбурге. Дом делился на парадную, рассчитанную на визиты, открытую для постороннего взора часть, и более интимную — для семьи, слуг. Пышный вестибюль соединялся с внутренним двориком, украшенным скульптурой, фронтонами, экзотическими растениями. На втором этаже находились залы для друзей и гостей. Этажом выше — спальни детей, женщин, гардеробные, лоджии для хозяйственных нужд и отдыха, кладовые. Комнаты соединялись друг с другом. Уединиться было весьма сложно. В палаццо появляется новый тип помещения, предназначенный для уединения: небольшие кабинеты («студиоло»), но в XV веке он ещё не получил широкого распространения. В домах недоставало расчлененности пространство, что отражало не только состояние строительного искусства, но и определенную жизненную концепцию. Семейные праздники приобретали здесь общественную значимость и выходили за пределы дома, семьи. Для торжеств, например, свадеб, предназначались лоджии на первом этаже.

Деревенские дома были грубее, проще, архаичнее и консервативнее городских. Обычно состояли из одного жилого помещения, служившего горницей, кухней и спальней. Поме-щения для скота и хозяйственных нужд находились под одной крышей с жилым (Италия, Франция, Северная Германия) или обособленно от него (Южная Германия, Австрия). Появились дома смешанного типа – виллы.

Ещё нашла довольно интересную статью про дом, стол и быт европейца XV–XVIII веков: http://www.home-edu.ru/user/uatml/00001 … 03fam.html
В ней говорится, что:
В XVI—XVII вв. покои во дворцах располагались анфиладой: чтобы попасть из одного конца дома в другой, приходилось пройти через все комнаты, кабинеты и спальни. Хозяева, гости, слуги постоянно сновали по длинным коридорам, двери в комнаты не закрывались, а часто их и вовсе не было. Уединение и покой в таком доме были почти невозможны.

207

В ходе поисков наткнулась на великолепный реферат "Быт и нравы французского королевского двора 16-17 век": Ссылка
И на книгу "Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках" http://lib.rus.ec/b/360759/read - ссылка на "читать онлайн", там же можно скачать на электронную книгу. Первые главы посвящены Генриху III, Маргарите Наваррской и Генриху IV, и, разумеется, их дворам.

Первая ссылка отредактирована мною, поскольку иначе почему-то не отображается.
Генрих III

208

Анна написал(а):

Благодарю, Ваше Величество! Наконец-то статья найдена! Так вот как держали бокалы в 16-17 веке. Менее удобно чем мы, надо сказать. Ещё статья напомнила, что пить из бокалов привилегия знати. А такая манера держать бокал видимо признак куртуазности. А бокал на картине как и фильме точь в точь с золотым ободком, вы правы. Похож. Забавно, ни в одном историческом фильме правильная манера держать бокалы не воспроизведена. Спасибо, Ваше Величество.

Не стоит благодарности, дорогая Анна! Самому стало интересно, а поскольку Вы мне ещё на другом форуме намекнули, где это может быть, я просто-напросто зашёл в список тем с Вашим участием, открыл несколько подходящих по тематике, в окно поиска слова на странице забил "погреб", и вуаля! Ссылки найдены. Правда, про погреба по первой ссылке что-то не нашёл. А что касается второй статьи, то да, как видите, в нашем фильме всё достоверно, бокалы именно такие. И в Анжере Ливаро пьёт именно из такого бокала. Другой вопрос, что статья о 17 веке, а иллюстраций с бокалами 16 века мне не попадалось пока, хотя, конечно, в 16 веке они уже появились у знати, как, кстати, и двузубые вилки, которые ввёл при французском дворе Генрих III (разумеется, если я играю этого короля, то я должен знать и такие вещи). Правда, вилки появились именно при дворе короля, может, и принца, но широкого их распространения тогда ещё точно не было, так что вполне достоверно в нашем фильме, что в Лувре и во дворце в Анжере все едят вилками, а у себя дома - руками. Что касается манеры держания бокала, то тут опять же трудно судить, насколько это можно применить к 16 веку, ведь описывается 17-й. И ещё большой вопрос, всегда ли монаршии особы и дворяне держали бокалы именно так? Могли ведь держать и только в тех случаях, когда надо проявить особую куртуазность, а когда не надо, могли держать иначе. Тем более, не будем забывать, что всё-таки фильм снят по роману Дюма, а Дюма, упоминая то, что анжуйцы пили в Анжере анжуйское и кагор (причём не тот кагор, который в церкви, у него вкус точно другой был) из бокалов, не пишет, как именно они бокалы держали. Впрочем, всё понятно. Дюма ведь не писал научную монографию на тему того, как именно бокалы держали, он писал исторический роман, а это две большие разницы. Поэтому, конечно, полезно узнать, как держали бокал, но в игре это можно описывать, а можно, как Дюма, просто написать, что анжуйцы пили вино из бокалов, что они поднимали бокалы, не описывая, как они это делали. Тут возможны варианты, и то, и то допустимо.
В целом статья неплохая, правда, авторы, будучи специалистами в том, что касается вина, допустили ошибки при цитировании романа Дюма, например при указании времени действия романа. Впрочем, как я уже сказал, все комментарии по поводу неточностей можно найти, пройдя по приведённой мною ссылке.

Что касается бутылок, то я подытожу то, что уже говорил ранее. Да, в 16 веке если и появлялись стеклянные бутылки, сделанные в Венеции, то только на столах знати, а не в трактирах (но у знати могли быть! Особенно в Париже. Особенно при королевском дворе), да, в 16 веке вино хранили в погребах в бочках! Всё это так. Но, как написано в приведённой мною статье, во-первых, бутылки в трактире в 16 веке были глиняные (а я почему-то так и подумал!), а во-вторых, трактирщик в них наливал вино непосредственно перед подачей его на стол. Следовательно, когда господин Шико у мэтра Бономэ заказал столько-то бутылок романейского, это значило, что мэтр Бономэ зашёл в погреб, из бочки романейского наполнил столько-то глиняных бутылок вином, запечатал их и подал на стол (ну или всё это сделал кто-то из работников, а сам мэтр только подал на стол). Правда, Дюма, насколько я помню, не пишет, какие бутылки были (уж тем более не пишет, что именно стеклянные), просто упоминает, что на стол поданы бутылки. Так что в отыгрышах будет вполне достаточно, если игроки напишут "Шико заказал столько-то бутылок романейского", "на стол поставили бутылки" без указания, из чего они сделаны. Знать это нужно, а описывать в игре - это уже дело каждого.

209

Для охоты ещё может быть полезна информация о самом замке в Фонтенбло: http://paris.group-excursion.ru/index.p … ;Itemid=56

А что касается комнат, то тут написано:
Самыми интимными апартаментами замка были комнаты отдыха, раздевальни, гардеробные. Еще со времен Франциска I в таких помещениях было принято хранить художественные сокровища: книги, произведения искусства и всевозможные редкости. Так, например, в Банных апартаментах, которые в середине 1550-х годов были сооружены под Галереей Франциска I, хранились самые ценные картины: «Джоконда», «Мадонна в гроте», «Святая Анна», «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи, картины нидерландских мастеров, а также портреты, приписываемые кисти Рафаэля, – все, что было собрано еще при Франциске I.

210

Анна написал(а):

По поводу неблагородных занятий дворянства, мое ИМХО. Бедность и многодетность толкала младших сыновей дворян на неблагородные занятия. На морской разбой, среди буканьеров есть дворяне. Мишель де Граммон, например, в трепете державший побережье Мексики.

Я скажу даже больше. Во времена Елизаветы Тюдор пиратствовала знатная ирландка. То есть пиратством занимались и женщины-дворянки. Впрочем, разговор об этом должен вестись не в "Бытовых деталях эпохи", и так здесь часть материалов не имеет отношения к быту. Лучше открыть тему исторических личностей и помещать биографии туда. Вот там бы я рассказал про знатную пиратку из Ирландии.
Если говорить о том, на что толкает дворян нужда, скажу ещё о Польше. Возьмём польских шляхтичей и 16 века, и более позднего времени. Я кое-что читал по теме и, хотя бы в общих чертах, знаю ситуацию с ними. Так вот, в то время, в отличие от той же Франции, у шляхтичей не было дробления на титулы, все шляхтичи одинаково гордились тем, что они - шляхтичи, а не простолюдины (кстати, "гонор" - это от них пошло, у них его хватало, причём в этом шляхтичи превосходили даже испанских дворян. А "быдло" - тоже пошло от шляхтичей, так они звали простолюдинов), и неважно, богатый ли это шляхтич или настолько бедный, что у него за душою ни гроша, а живущие по соседству крестьяне богаче его. Гордились настолько, что доходило до принципа: "Шляхтич с голоду умрёт, а физическим трудом заниматься не будет". И тем не менее беднейшие шляхтичи, не имевшие крестьян и возможности нанять работников, сами обрабатывали землю.

Анна написал(а):

Но в ремесла путь дворянам был все-таки закрыт. Цеховики-ремесленники были закрытым цеховым социумом, была переемственность профессий от отца к сыну, профессиональные тайны. К тому же в профессии приходили с детства, профобучение начинали в профессиональных школах с 12-ти лет, до этого отец готовил к профессии. В хирургию не то приходили с детства, в ней рождались. Просто начав позже невозможно было достигнуть общепринятого тогда уровня мастерства. Тем более в условиях операций без наркоза. И экзамен с вручением аналога нашего диплома был. Отсылаю к книге Юбера Метивье, почетного хранителя музеев Франции. "Франция в 16-18 веках до Людовика 15-го" ( римские цифры набрать затрудняюсь) , там интересная информация о сословиях, их статусах, занятиях, в том числе и о хирургах-рмеслениках.

Отчасти Вы правы, и я поищу книгу, о которой Вы говорите. А с другой стороны, прав и я, поскольку я привёл документ не какого-нибудь, а именно 16 века, речь там ведётся о вскрытии трупа короля Карла IX, и в списке хирургов (не врачей, а именно хирургов, список врачей, присутствовавших при вскрытии, идёт отдельно), делавших вскрытие, ДВЕ ДВОРЯНСКИЕ ФАМИЛИИ! Это документ того времени, и по нему можно судить, что дворяне-хирурги тогда имели место, хотя и были редкостью. Ведь тогда во Франции "д'", "де", "дю" перед фамилией означало указание на дворянство (даже если допустить, что данные дворяне не имели титула, что дворянство недавнее (хотя вряд ли купленное, тогда дворянство могли на военной службе получить. И всё-таки 16 век - это не время, описанное Мольером, и уж тем более не 19 век, когда дворянство могл получить абы кто, как те же Данглар и Фернан в "Графе Монте-Кристо", ставшие один бароном, другой графом, хотя один был судовым бухгалтером, а второй и вовсе неграмотным рыбаком) и т. д. и т. п., всё равно такое добавление к фамилии указывает на дворянство. А теперь, если кого-то затрудняет чтение фамилий на француском, затранскрибирую на русском для наглядности. Сначала оригинал:

Chirurgi regii qui administraverunt. PARE, D’AMBOISE, DU BOIS, PORTAL, EVSTACHE, DIONNEAV, LAMBERT, COINTRET, GVILLEMEAV.

А теперь перевод (во французском произношении не очень силён, поэтому воспроизведу на русском только нужные фамилии):

Хирурги, делавшие вскрытие: Паре, д'Амбуаз, Дю Буа...

Паре - это понятно кто, комментарии тут излишни. А далее - д'Амбуаз и Дю Буа. Как минимум, один из этих двух - дворянин, если судить по фамилии с "д'" ("де", "дю"). Причём, судя по фамилии д'Амбуаз, возможно, этот человек ещё какой-то родственник графа де Бюсси, ведь у того одна из фамилий - д'Амбуаз. При этом, заметьте, обе дворянские фамилии стоят даже не в списке врачей, а в списке хирургов, проводивших вскрытие, то есть ремесленников, рядом с фамилией Амбруаза Паре, который точно не был дворянином. А это значит, что, хотя дворяне-хирурги вряд ли были нормой для 16 века, но документ 16 века подтверждает, что они БЫЛИ. Так что правы и Вы, и я.


Вы здесь » Ролевая игра "Графиня де Монсоро" » Историческая справка » Бытовые детали эпохи