Шарлотта де Лаваль:

Название: Косметика эпохи Елизаветы Тюдор
Адрес сайта:http://www.elizabethancostume.net/makeup.html
Автор (или кто нашел статью): Дреа Лид, перевод Юлии Ореховой
Дата: 30-10-2007
Косметика, которой пользовались женщины во времена королевы Елизаветы, очень сильно отличалась от той, что мы используем сегодня. Не только компоненты, применяемые при изготовлении теней для век, белил, румян сильно отличались от современных, но и каноны красоты, которых пытались достичь, тоже были другими. За века идеалы женской красоты сильно изменились. Чтобы представить себе елизаветинскую косметику, сначала нужно понять тот эффект, которого пытались добиться женщины этой эпохи.

В одном из своих самых известных сонетов Шекспир подшучивал над распространенными метафорами, при помощи которых описывался идеал красоты.

"My mistress` eyes are nothing like the sun
Coral is far more red then her lips red
If snow be white, why then, her breast is dun,
If hair be wires, black wires grow on her head.
I have seen roses damasked, red and white,
But no such roses see I in her cheeks..."
(`Ее глаза на звезды не похожи, нельзя уста кораллами назвать, не белоснежна плеч открытых кожа, и черной проволокой вьется прядь, с дамасской розой, алой или белой, нельзя сравнить оттенок этих щек, и тело пахнет так, как пахнет тело, не как фиалки нежный лепесток:`)

Даже без подтверждения в других источниках уже можно описать примерный идеал красоты того времени: яркие глаза, белоснежная кожа, алые щеки и губы и светлые волосы. Очень близкими к идеалу светлыми волосами обладала Летиция Ноллис, графиня Лейстер и кузина королевы Елизаветы, которая была широко известна как прекраснейшая женщина при дворе. На портрете Летиции акцентированы те черты, которыми восхищался двор.

http://www.ljplus.ru/img3/s/h/sherlie/lettice.jpg
Собственно, Летиция

Во-первых, и это едва ли не основное - ее чрезвычайно бледная кожа, необходимое условие придворной красоты. Портреты маньеристов конца 16-го века представляют моделей - как женщин, так и мужчин - с алебастровым цветом лица, отсутствует даже розовый румянец, который станет популярным в следующем веке.

Бледная кожа была признаком благородства, богатства и для женщин - утонченности, такого эффекта пытались добиться многие. В этот период кожные проблемы и сифилитическая сыпь были общим местом, солнцезащитные средства отсутствовали, кремы и мази для кожи были практически недосягаемы, и даже среди состоятельных людей чистая и гладкая кожа встречалась редко.

Существовало множество методов для достижения бледности кожи и самым популярным стали белила, смесь белого свинца и уксуса, пользующиеся популярностью среди дворянства и вообще среди тех, кто мог это себе позволить. Этот состав накладывался на шею и грудь. Первый подобный задокументированный рецепт датируется 1521 годом и во время правления Елизаветы был уже хорошо известен и его использование считалось неотъемлемым признаком модной женщины. Безусловно, нанесение свинца на кожу не шло ей на пользу, некоторые авторы того времени даже беспокоились об этом, описывая, что происходит с кожей, как она становится `серой и сморщенной` и предлагали другие популярные смеси, например пасту из квасцов, оловянной золы и серы, и множество смесей, в которых использовались белок вареного яйца, тальк и другие белые материалы в качестве основы. Сырой яичный белок еще мог использоваться для покрытия лица своего рода `глазурью`, в результате кожа выглядела мягкой, гладкой и заодно маскировались морщины.

В единичных случаях идеал белизны доводили до совершенства при помощи нарисованных на коже декоративных сосудов. Краска для лица, обычно в то время называемая `фукус`, появляется во всем многообразии оттенков красного главным образом на щеках и губах. Марена, кошениль и смеси на основе охры использовались в качестве румян и губной помады, но чаще всего придворные дамы-модницы выбирали ртутный сульфид. Вероятно, эта краска накладывалась достаточно густо, и один сатирик времен Елизаветы отмечал, что художнику не нужно для работы столько красок, сколько использует всякий раз модно накрашенная леди.

Безусловно, такая тяжелая и часто ядовитая косметика серьезно повреждала кожу. Средства, применявшиеся для избавления от пятен, прыщей, черных точек и других дефектов охватывали список от лимонного сока и розовой воды до сомнительного варева из ртути, алюминия, меда и яичной скорлупы. Кроме того, умывание лица с ртутью служило своего рода `пилингом` и должно было делать женскую кожу мягкой и свежей. Еще одним популярным среди знати косметическим средством было ослиное молоко, оно упоминается как компонент в приготовлении умываний и ванн.

Черты лица Летиции также соответствовали 16-тивечному стандарту красоты - небольшой розовый рот, прямой узкий нос и большие яркие глаза под узкими изогнутыми бровями были теоретическим идеалом того времени. Женщины капали экстракт белладонны в глаза, чтобы достичь яркого блеска, и подводили их измельченной в порошок сурьмой, чтобы визуально увеличить. Брови придворной дамы должны были быть высокими и выщипанными. Высокий лоб веками считался признаком аристократизма - для его увеличения дамы выщипывали волосы на целый дюйм или даже больше, чтобы эта часть лица соответствовала всем канонам моды.

Многие дамы также пытались добиться светлых или золотисто-рыжих волос, как у Летиции. Существовало множество рецептов для обесцвечивания волос, некоторые из них были весьма ядовиты; одним из часто используемых веществ была моча. Если женщине не удавалось достичь желаемого цвета, она могла использовать чужие волосы взамен своих - очень распространенная практика в елизаветинские времена. Некоторые женщины начинали лысеть (не иначе, от жутких косметических процедур!) и предпочитали носить парик, нежели бороться со своими собственными локонами.

Безусловно, королева Елизавета сама служила достойным образцом прекрасной дамы - у нее были в наличии все требуемые признаки, будь то золотисто-рыжие волосы, серые, широко расставленные глаза, очень белая кожа и тонкие брови - она была движущей силой английской моды конца 16-го века, более чем любой другой монарх, правивший раньше или позже. Дамы изо всех сил старались добиться таких же вьющихся рыжих волос, как у нее.

Одним из самых удивительных - и страшных - аспектов косметики 16-го века нужно назвать то, что почти вся она была ядовитой. И если у кого-нибудь есть желание воссоздать аутентичные составы, то этот человек должен осознавать, что его жизнь в его собственных руках. Кроме того, вопиющая искусственность косметики того периода будет нелепо выглядеть в глазах современного человека. Большинство реконструкторов елизаветинского времени интересуются косметикой как добавочным штрихом к ансамблю и довольствуются современной интерпретацией характерных особенностей - светлой основы с небольшим количеством белой пудры для лица, черная или серая подводка для глаз и красная помада с золотистым или кирпичным оттенком. Румяна наносятся на скулы, и если не изображать куртизанку, то можно обойтись небольшим количеством. По необходимости можно выщипать или нарисовать высокие, стрельчатые брови в дополнение к уже сделанному. Выщипанные брови предполагают достаточно большую степень погружения в предмет но вместе с тем - изрядные неудобства.

http://www.ljplus.ru/img3/s/h/sherlie/effigy.jpg

Конечно, все это верно для придворной дамы. У женщин низших и средних классов не было достаточного количества времени и ресурсов, чтобы заниматься косметическими процедурами, разве что молодые жены торговцев изредка могли позволить себе причудливые платья и модный макияж, но в целом об этом совершенно не беспокоились.

Что касается волос, то плотно завитые локоны надо лбом и уложенные кругом с обеих сторон головы представляли собой обычную елизаветинскую прическу. Искусственные локоны использовались для этого ничуть не реже настоящих, а управляться с ними было еще и проще, чем с собственными.

Елизаветинские рецепты красоты

Примечание автора. Некоторые рецепты могут оказаться вредными для кожи и организма в целом, некоторые составы ядовиты. Здесь они приводятся исключительно в исследовательских целях. Все эксперименты - на ваш собственный страх и риск!

От пятен на коже. Белок двух яиц хорошенько перемешать с розовой водой, соком подорожника и соком щавеля. Применять в следующих пропорциях: 8 унций уксуса и той розовой воды, одна кварта и одна унция квасцов, которые варить, пока они не умягчатся и не уменьшатся на треть. (Christopher Wirzung,General practise of Physicke, 1654.)

Белила: взять тальк и жженое олово, нагревать в печи три или четыре дня, и смешать полученный пепел и зелеными фигами или очищенным уксусом.

Рецепт для получения фукуса (красной краски для лица): Смешать кошениль с белком яиц, сваренных вкрутую, соком фиг, квасцами и аравийской камедью.

Еще один рецепт красной краски: замочить красный сандал на два дня, а затем смешать с двумя унциями рыбного клея, который к тому времени пять-шесть дней вымачивался в белом вине.

(Milton Carrol, The Elizabethan Woman)

Как получить красную краску для лица. Взять хорошо толченый сандал и дважды очищенный крепкий уксус, положить в уксус столько сандала, сколько нужно, варить, пока не станет мягким, добавить немного истолченных квасцов, и у вас получится прекрасный красный цвет. (Giovanni Ruscelli (Alessio), The secretes of reverende maister Alexis of Piemount, 1568)

Взять 12 унций мускатного ореха, скорлупу от него же, имбирь, зерно и гвоздику, каждого по пол-унции, унцию ревеня и валерианы по пол-унции каждого, две унции лаврового масла, специи оставить неразмолотыми, добавить четыре кварты вина, закрыть хорошенько и оставить на четыре недели, после чего слить вино, растолочь специи в кашицу, залить снова тем же вином и оставить на три дня, затем хорошенько перемешать, проварить в горячей воде, но не кипятить. Эта вода удаляет всяческие пятна с лица и тела. (Christopher Wirzung,General practise of Physicke, 1654.)

Для смягчения обветренных рук. Растопите три унции свежего масла и три унции оленьего внутреннего жира, добавьте четыре или пять порезанных яблок и шесть унций белого вина, и варите до тех пор, пока яблоки не станут мягкими, добавьте полдрахмы корицы, камфары, гвоздики и мускатного ореха и две унции розовой воды, и варите до тех пор, пока розовая вода не выпарится. Затем процедите через ткань. (Christopher Wirzung,General practise of Physicke, 1654.)

Источник:http://antiquo-more.irk.ru/view_other_a … ?oa_code=4

Оригинал статьи на английском:http://www.elizabethancostume.net/makeup.html