Ролевая игра "Графиня де Монсоро"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ролевая игра "Графиня де Монсоро" » Историческая справка » Музыка и музыкальные инструменты Эпохи Возрождения (продолжение)


Музыка и музыкальные инструменты Эпохи Возрождения (продолжение)

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

ЧЕРТЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В МУЗЫКЕ

«Новое искусство» (ars nova). Образ профессионального музыканта, формировавшийся на протяжении Средневековья в церкви, на рубеже 13–14 вв. дополняется образом просвещенного аристократа, сочиняющего музыку для церкви и для светского общества. Профессионал должен был обладать знаниями музыкальных законов, ученостью, неведомой меломану-простолюдину. Появилось понимание самостоятельной значимости музыки, ее способности «строиться» по собственным законам и быть источником удовольствия. Специфика взаимодействия культового и светского музыкального профессионализма проявилась в размежевании музыкально-поэтического искусства на: «новое искусство» (ars nova) и «старое искусство» (ars antiqua). Теоретиком ars nova стал французский музыкант, поэт и философ Филипп де Витри (1291–1361), автор трактата Ars nova (ок. 1320). Труд этот определил новый «вектор» развития музыки, отличавшийся от установленного до того времени – культового. Это выражалось не только в признании интервалов полутон в качестве «нефальшивого», а терции – благозвучной (консонанса), но и новых метро-ритмических делений – двухдольных, дополнивших господствовавшие в церкви трехдольные. С созданием миниатюрных лирических мотетов, рондо, баллад менялся образный строй профессиональной музыки. В творчестве композиторов появляется техника изоритмии (остинатно-вариационный принцип): укрупнение длительностей тонов нижнего фундаментального голоса (мелодическое остинато или повтор – «кантус приус фирмус») с верхними голосами, образующими подвижную легкую надстройку над ним. Повторяющийся хоральный напев перестал играть образно-мелодическую роль, а становится фактором гармонической вертикали – он ритмически соорганизует все голоса.

Большую известность приобрели трехголосные мотеты поэта и композитора Гийома де Машо (ок. 1300–1377), служившего кантором собора Нотр-Дам и секретарем короля Богемии Яна Люксембургского. Музыка перестала быть «божественной наукой», она становится выразителем земного начала: «Музыка – это наука, которая стремится к тому, чтоб мы веселились, пели плясали» (Машо). Композиторы, продолжавшие работать для церкви, заимствовали из музыки ars nova ее выразительный стиль. В 14 в. в Италии появился ряд ярких музыкальных индивидуальностей, которые писали музыку по вдохновению и сочиняли собственные мелодии для полифонических месс. Мессы и церковные мотеты господствовали, но появились и светские жанры – мадригал, качча, баллада. Творческая стезя трубадуров продолжалась, но с иной профессиональной техникой – полифонической, с более широким спектром художественных образов. Среди выдающихся музыкантов той эпохи – слепой органист-виртуоз Франческо Ландини (1325–1347), автор знаменитых двух- и трехголосных мадригалов и томно-лирических баллад. Нидерландская (франко-фламандская) полифоническая школа 15–16 вв.
С начала 15 в. активную роль в музыкальной культуре Европы стала играть северная ее часть. После включения Нидерландов в состав владений герцогов Бургундии, взаимодействие французской, бургундской и английской музыкальных традиций усиливается, что порождает новую профессиональную школу мастеров полифонии, которая распространяет свое влияние на Италию, Испанию и колонии Нового Света. В 15–16 вв. нидерландские музыканты работали практически во всех крупных городских центрах Европы. В их музыке ярко выразилась духовное начало, связанное с возвышенными идеями католической веры. Опираясь на достижения римской школы церковной музыки, они сумели оплодотворить эту традицию новыми импульсами эпохи арс нова, придав церковной музыке необыкновенную силу художественной красоты и совершенства. Математически рациональное мастерство полифонической техники проявилось в звучании многоголосных хоров, поющих без сопровождения (a capella). Новая хоровая полифония – результат многих явлений, усвоенных нидерландцами: ортодоксального хорала, многоголосных светских мотетов, пения «в терцию» англичан, народной фламандской песни и мелодичной итальянской фротоллы. Эта полифония обнаруживала такую одноплановость звучания в хоре, какая может быть достигнута только на органе. Равновесие 4-х или 5-ти голосов и широкий диапазон их звучания (за счет привлечения низких голосов, сменивших фальцеты) создавал непрерывный поток музыки, где один голос «наслаивается» на другой. Это была вершина хоровой линеарной полифонии.

В церковной службе центральной становится месса, которая приобретает статус самостоятельного музыкального жанра. В творчестве Гийома Дюфаи (1400–1474) четырехголосная месса превратилась из разрозненных номеров в произведение искусства, когда группировка частей службы и их интонационное единство образовали особую музыкальную целостность. Отдавая дань светским мотетам, композитор «вплетает» в голоса мессы народные мелодии, рельефно выделяет их, опираясь часто на аккордовый склад. Мастером полифонической техники был Ян Окегем (1428–1495), имевший многих последователей. Он разработал приемы имитации (повтора) мелодии в разных голосах (обращение, сжатие, наложение и пр.). Эффектно чередуя полное звучание хора и его групп, он добился непрерывной текучести музыкальной ткани. Свой религиозный характер музыка не теряла, но хорал потерял роль фундамента в многоголосии, т.к. его напев мог переходить из голоса в голос и опеваться как снизу, так и сверху. Часто вместо хорала функцию основного напева (cantus firmus) выполняла сочиненная автором мелодия или известная песня. В этом случае месса получала особое название или не имела его вовсе (Окегем – Месса без названия, Ж.Депре – Ля-Соль-Фа-Ре).

Замечательными мастерами фламандской полифонии были также Генрих Изаак (ок. 1450–1517) и Якоб Обрехт (ок. 1430–1505). Но особую роль в органичном соединении церковного и народно-светского мелодических начал в хоровой полифонии достиг Жоскен Депре. Он писал и духовные мессы, и светские мадригалы, шансон. Его музыка признана современниками идеалом «совершенного искусства» церкви, поскольку он не усложнял полифоническую технику, а создал строгий «просветленный стиль» полифонического письма. Факт этот имел большое значение для развития церковной музыки, т.к. самостоятельная значимость музыки не приветствовалась служителями церкви, которые отводили ей функцию «волновать пением умы, чтобы они, возбужденные, лучше усвоили смысл этих песнопений» (Меланхтон).

Полифоническая техника в «строгом» стиле контрапунктического письма достигает своей вершины в творчестве О.Лассо и Дж.Палестрины. Техника церковного полифонического мастерства сочеталась у Лассо со светской образностью, особой театральностью и эмоциональностью, карнавальностью и остроумием (сочинение Эхо для двух хоров). Он соединил полифонические и гармонические принципы звучания, ввел выразительные хроматизмы, мелодические орнаменты, драматические речитации (подобные оперным) в светские и духовные произведения. Палестрина, работавший в крупнейших капеллах Рима и участвовавший в реформах Тридентского Собора, в эпоху «наступления» светского профессионализма был признан «спасителем церковной музыки». Автор множества месс, мотетов, магнификатов, гимнов, мадригалов (светских и духовных), он стал образцом стиля строго контрапунктического письма, когда художественно значимым была непрерывность и постоянная сменяемость разных голосов в хоре, передача мелодической инициативы от голоса к голосу. Такое искусное «плетение» голосов не затеняло слова и эффектно подчеркивались началом новой мелодической линии или сменой регистров. Художественно значительными были музыкальные сочинения других ренессансных мастеров: итальянца Г.Аллегри, англичанина Т.Таллиса и др.

Инструментальная музыка эпохи Возрождения.
В 15–16 вв. инструментальная музыка начинает выделяться в самостоятельную традицию и быстро распространяется в быту, салонах, при дворах и в церкви. Большую популярность в быту приобретает лютня. Наряду с духовными сочинениями, первые печатные нотные сборники предлагал инструментальные пьесы для лютни (три лютневые табулатуры составлены О.Перуччи в 1507–1509). Однако материал инструментального репертуара в основном имел вокальное происхождение – это обработки мотетов, шансона, народных мелодий и хоралов. В игре на органе, лютне, на ранних клавирах формируются принципы вариантного проведения одного темы-мелодии (например, органные и клавирные сочинения испанского композитора Ф.Антонио Кабесона (1510–1566)). Но церковь, допуская инструментальные звучания, повелевала: «Пусть епископы обуздывают игру на органе, чтобы можно было слушать те слова, которые поются, и чтобы души слушавших обращались к славословию бога священными словами, а не любопытными, интересными мелодиями» (Постановление собора в Толедо, 1566).

Мадригал. Появившийся в 14 в. жанр мадригала наиболее ярко выразил новый светский вектор развития музыкальной культуры. Основанная на народных песенных истоках, музыка объединилась с творчеством поэтов эпохи Возрождения. Мадригалы – стихи, главным образом любовного содержания, предназначенные для пения на родном языке, написанные Ф.Петраркой, Дж.Боккаччо, П.Бембо, Т.Тассо, Л.Ариосто и др. Стремление к чувственности отличало этот жанр, ставший популярным не только в Италии, но и во Франции, Германии, Англии. В нем закреплялись новые гомофонно-гармонические принципы музыкального языка, поскольку интенсивно разрабатывались новые драматические возможности мелодии, ее способность «выражать» человеческие слезы, жалобы, вздохи или дуновение ветра, поток воды, пение птиц. Обнаруживая историческую преемственность с лирикой трубадуров и труверов, мадригал развивался до начала 17 в. и усваивал принципы многоголосия, разработанные в светских жанрах: мотете, качче, фротолле. В 16 в. отдельные голоса в мадригале стали заменяться инструментами, что способствовало рождению гомофонно-гармонического склада музыки – главенству мелодии с инструментальным сопровождением. Тогда же появилась театрализованная пьеса с музыкой – мадригальная комедия (О.Векки, Дж.Торелли и др.), близкая к комедии дель арте, где возникали типизированные, как и в ранних операх, музыкальные характеристики персонажей: веселость, гнев, скорбь, ревность, коварство и др. Признанным мастером мадригала был итальянец Карло Джезуальдо ди Веноза (ок. 1560–1615), который добивался особой мелодической экспрессии, увлекшись новыми интонациями, основанными не на диатонических, а на хроматических интервалах. Бытовал также близкий к мадригалу жанр шансон, широко распространившийся во Франции. Сценки городской жизни, зарисовки природы (Пение птиц, Крики Парижа, Болтовня женщин за стиркой) представлены в знаменитых шансонах Клемана Жанекена (ок.1475 – ок.1560) – руководителя капелл в Бордо, Андже, Париже и певца Королевской капеллы. Он в юности побывал в Италии, сопровождая своего сеньора во время «итальянских войн» (1505–1515), которые способствовали распространению светских аристократических традиций Италии во Францию и возникновению здесь собственной придворной музыкальной культуры. Жанр мадригала проник в Англию, где выделялось творчество Джона Дауленда. См. также статью МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА

Флорентийская камерата. Dramma per musica («драма через музыку»)
Идеи ренессанса овладели умами музыкантов позже, чем в других областях искусства. Музыкальный мир «раскололся» в представлениях о том, как в музыке 16 в должно воплотиться древнегреческое начало. Многие ученые преклонялись перед нидерландской полифонией Ж.Депре и выступали против новшеств других музыкантов. В придворных кругах Италии во 2 половине 15 в. возникли независимые объединения ученых, поэтов, музыкантов (академии), где провозглашались новые идеалы, отвергавшие церковное искусство и ориентировавшиеся на античность. Композитор, лютнист и математик Винченцо Галилей (1520–1591) стал вдохновителем деятелей искусства и ученых, составивших Флорентийскую камерату – аристократическое сообщество единомышленников, включавшее поэтов, музыкантов, художников. В работе Диалог о древней и новой музыке (1581) он выступал против полифонии, за гомофонный стиль письма, провозгласив, что в «совершенном искусстве» церкви нет ничего от античной классики и назвав нидерландцев «средневековыми варварами». Для членов камераты центральными были человеческие переживания, которые они оценивали как «творческую новизну» (inventio). Сборник мадригалов и арий, которые были одноголосными, Джулио Каччини (1550–1618) назвал Новая музыка (1601). Композитор прославился в качестве изобретателя «выразительного» одноголосного стиля и речитативного пения, имевшего эмоциональную окраску. Окончательное разделение церковного (полифонического) и светского (гомофонного) типа музыки было провозглашено им в виде нового творческого кредо музыканта: сочинять музыку «по своему усмотрению» и допускать «исключения ко всяким правилам», которые устанавливались церковными канониками.

Расцвет придворной культуры выразился в музыкально-театральных жанрах. Выдвинув идею возрождения древнегреческой трагедии, аристократия не опиралась на драмы Софокла или Еврипида, она тяготела к дивертисментным образам, к гедонистической трактовке мифологических сюжетов. Флорентийцам удалось создать то, что будет с 18 в. характеризовать оперу. В их первых театральных постановках – «драмах через музыку» (Дафна, Эвридика Я.Пери), мелодия стала главенствовать (ария), осуществился синтез музыки со словом в речитативно-декламационном стиле пения. Мир пасторали, чуждый трагедии и душевным коллизиям, выраженный в музыкальных драмах флорентийцев, был дополнен творческим гением Клаудио Монтеверди. Он выдвинул идею «новой методы» в искусстве «взволнованного и воинственного стиля». Творчество его не было модным, однако в мадригалах и ариях он сумел ярко воплотить и картины природы, и душевные состояния героев, особенно в постановках, называемых им «сказания на музыке»: Орфея (Орфей), Сенеки и Оттавии (Коронация Поппеи), жалоба Ариадны (Ариадна). В творчестве Монтеверди берет истоки опера, впервые достигая синтеза музыки, слова и сценического действия в характерных оперных формах: ариях, речитативах, дуэтах, хорах, инструментальных ритурнелях. Опера – грандиозный музыкальный итог итальянского ренессанса.

СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ ДРУГИХ ИНСТРУМЕНТОВ

Еще более парадоксальное в глазах историка положение складывается в эпоху Ренессанса в других областях инструментальной музыки. О сочинениях для сольных инструментов (помимо лютни, органа, клавира) вообще говорить не приходится. Музыка же для инструментальных ансамблей почти до конца XVI века еще не самоопределяется в смысле жанров, тематики, общего склада, основ формообразования. Между тем сведения об огромном количестве музыкальных инструментов, о процессах их усовершенствования (скрипка уже близка к своей классической конструкции, изобретены тромбон и фагот, создаются целые семейства однородных инструментов и т. д.), об их участии в придворных и городских празднествах, об исполнении танцев в быту, о выступлениях странствующих музыкантов и народных оркестров (о них сохранились, например, подробные сведения в Париже) - все это так конкретно, так «материально», что никаких сомнений о месте инструментальных ансамблей в музыкальной жизни Западной Европы ни у кого возникнуть не может. Ансамбли инструментов часто изображались живописцами того времени. У Мемлинга, как уже упоминалось, еще около 1480 года изображен ансамбль (или малый оркестр) из десяти различных (струнных - смычковых и щипковых - духовых и портатива) инструментов.

Много раньше Ян ван Эйк написал (в полиптихе Гентского алтаря) группу ангелов, играющих на позитиве, арфе и фидели. При церковных процессиях в Падуе звучали лиры, виолы и виолоне. Джованни Беллини изобразил на площади св. Марка ансамбль из цинков (рогов), тромбонов, виолы да браччо, лютен. Два или три инструмента в домашней или иной интимной обстановке, в интерьере или на открытом воздухе можно видеть на многих полотнах живописцев (классический пример - «Концерт» Джорджоне). Известно, что предпочтение духовым инструментам отдавалось на севере Европы (традиция городских трубачей), струнные же особо культивировались в Италии. Целые коллекции инструментов были собраны при дворе Медичи во Флоренции, при дворе д'Эсте в Ферраре. К середине XVI века в Италии наряду с известными органистами, лютнистами, виолиста-ми и певцами выдвинулись и имена виртуозов на духовых инструментах. Антонио дель Корнето, тромбонист Дзахарие да Болонья и другие. В составе инструментальной капеллы герцога Бургундского находились арфисты, трубачи и другие исполнители на духовых инструментах, виелисты, лютнисты, органисты. Еще более обширной по составу инструментов всех родов была капелла д'Эсте в Ферраре. Различались в быту музыкальные ансамбли по своему назначению. Так, на гравюрах начала XVII века «Танец в обществе» идет под ансамбль из двух виол да браччо, виолы да гамба и лютни, а «Крестьянский танец» - под ансамбль деревянных духовых (шалмен и поммеры).
Однако музыкальные произведения, написанные для определенных ансамблей, почти полностью отсутствуют в ту эпоху. Репертуар ансамблей, по-видимому, смыкается в одних случаях с репертуаром лютни (танцы, обработки песен), в других - с репертуаром органа (появляются ричеркары для ансамблей без указания инструментов), в третьих - даже с большим кругом вокальных произведений (мотеты, фроттолы, вилланеллы, c hansons, мадригалы). Известно, что сплошь и рядом мадригалы, например, исполнялись не только при участии инструментов, но и одними инструментами. Порой составы этих инструментальных ансамблей оказывались достаточно своеобразными, чтоб не сказать больше. Так, например, сохранилась рукопись 1579 года, в которой мадригалы Орландо Лассо переложены таким образом: шестиголосный мадригал «Guardarno aimo pastore» - для двух тромбонов и цинка, семиголосный «Occhi perce'si lieti» - для пяти тромбонов и двух цинков, шестиголосный «Poi che'l camin» - для трех тромбонов, двух поммеров и одного цинка и т, д. Разумеется, существовали переложения и для более «камерных» ансамблей с участием виол, лютен и клавишного инструмента. Но все это были переложения, а не оригинальные пьесы. Ричеркары для нескольких инструментов (без более точных указаний) известны ранее канцон, например, по изданию «Musica nova» (1540). Современные исследователи утверждают, что старейшая из известных канцон для инструментального ансамбля относится к 1572 году и вошла в пятую книгу пятиголосных мадригалов Вичентино (См. в кн.: Кamper О. Studien zur instrumentalen Ensemblemusik des 16. Jahrhunderts in Italien. Koln, Wien, 1970) . В 1579 году была опубликована «Arie di Canzon francese per sonare» во второй книге четырехголосных мадригалов М. Индженьери. И та и другая канцоны не имеют каких-либо специфических отличий от широко известных канцон для органа и являются как бы инструментальным вариантом вокально-полифонической формы.

2

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НА РУБЕЖЕ НОВОГО ПЕРИОДА
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ

В большинстве своем музыкально-теоретические трактаты эпохи Возрождения излагают, разъясняют или разрабатывают учение о ладах. Сама эволюция ладогармонического мышления в музыкальном искусстве, нередко обгоняющая теорию, вне сомнений, постоянно побуждала к этому. И неудивительно, что на исходе XVI века, когда старая ладовая система уже испытывала серьезный кризис, а в многоголосном складе все острее ощущалась гармоническая подоснова («вертикаль»), - музыкальная теория смогла обобщить опыт творчества и наблюдения науки, придя к важным и весьма перспективным выводам. Заслуга эта принадлежит крупнейшему итальянскому теоретику Джозеффо Царлино (1517-1590), который завершает в своей области эпоху Возрождения и открывает путь для дальнейшего движения теоретической (и творческой) мысли.

Всей своей деятельностью Царлино - музыкальный ученый, композитор, исполнитель - был связан с венецианской школой. Еще совсем молодым, с 1541 года он обосновался в Венеции, совершенствовался в музыке под руководством Вилларта, с 1565 года стал капельмейстером в соборе св. Марка, публиковал с 1558 года свои теоретические труды. Широко образованный человек, владелец лучшей библиотеки в Венеции, Царлино встречался с самыми выдающимися художниками своего времени, будучи членом академии «della Fama» вместе с Тицианом и Тинторетто (в доме которого тоже общался с большим кругом вхожих туда людей искусства). Дружба с Тинторетто, как и постоянные ссылки на авторитет Вилларта, побуждают думать, что Царлино умел ценить в искусстве XVI века эмоциональную силу, энергию и драматизм выражения, смелый колорит. В свою очередь современники по достоинству ценили Царлино как весьма авторитетного музыканта и музыкального ученого. Его слава в большой мере затмила более скромную известность предшественников. Вступление в орден францисканцев нимало не отвлекло ученого монаха от разработки широкой области музыкальной теории в духе гуманизма.

Теоретические трактаты Царлино носят названия «Islituzioni harmoniche» (буквально «Установления гармонии», по существу вернее - «Основы гармонии», 1558) и «Demostrazioni harmoniche» (буквально «Доказательства гармонии», вернее - «Исследования», или «Обоснования», 1571). Центральной проблемой этих трудов является учение о ладах, неразрывно связанное для Царлино с проблемами гармонии и в то же время подчиненное у него определенной системе эстетических взглядов, сложившейся в традициях Возрождения. По мнению Царлино, правильно судить об искусстве может лишь тот, кто сведущ в теории и вместе с тем владеет практикой искусства, а также внутренне независим от привходящих соображений о национальности, известном имени или служебном положении художника. Оценивая современное ему состояние музыкального искусства, Царлино неоднократно ссылается на высокий пример античности, признавая при этом, что еще в недавнее время музыка находилась в упадке. Эта склонность апеллировать к античным образцам и пренебрежительно судить о музыке средневековья (что всецело характерно и для Глареана) - типично возрожденческая позиция.

Первостепенную роль музыки Царлино видит в ее возможностях воздействовать на душу человека, пробуждать определенные эмоции. Большое значение он придает в этом слову, поэтическому тексту, настаивая на том, что музыка должна соответствовать смыслу слов, усиливать его своими выразительными средствами. Любопытно, что самым приятным пением он (как и многие в XVI веке) находит одноголосное пение под лютню, самым естественным складом многоголосия - четырехголосный, а самым совершенным хоровым изложением ему представляется одновременное произнесение слов во всех голосах (то есть не сложная полифония, а скорее хоральный склад, аккордика).

Среди выразительных средств музыкального искусства главными для соответствия смыслу слов (в вокальной музыке) Царлино называет мелодию, гармонию и ритм. «И пусть каждый стремится, - пишет он, - по мере возможности сопровождать так каждое слово, чтобы там, где оно содержит резкость, суровость, жестокость, горечь и тому подобные вещи, и гармония была бы соответственная, то есть более суровая и жесткая, однако не оскорбляя при этом слуха. Точно так же, когда какое-нибудь слово выражает жалобу, боль, горе, вздохи, слезы и т. п., пусть и гармония будет полна печали...» (Царлино Дж. Установление гармонии. - Цит. по кн: Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения, с. 496) . В веселых пьесах необходимы веселые гармонии и оживленные ритмы. Что же именно, по мнению Царлино, определяет тот или иной характер гармонии? Все разнообразие и совершенство гармонии зависит, как он полагает, от различия в положении терции в трезвучии: если большая (maggiore) терция помещается внизу, то гармония делается «оживленной», если же внизу находится малая (minore) терция, а большая вверху - гармония становится «печальной». Это признание основных эмоциональных полюсов гармонии, вместе с характеристиками мажорного и минорного звукорядов, и составляет у Царлино ядро его учения о ладах. Акустически обосновывая мажорное трезвучие как «совершенную гармонию», он ссылается, вопреки традиции, не на квинтовый пифагорейский, а на терцо-квинтовый чистый строй и вводит большую терцию (давно вошедшую в практику) в ряд консонансов.

Независимо даже от хода рассуждении Царлино, само признание мажорного трезвучия и сопоставление его по контрасту с минорным уже знаменовало победу нового гармонического мышления. Важно, что это осознание гармонических закономерностей было одновременно и выявлением новых ладовых тенденций в искусстве и в теории музыки. Мажор и минор как главные и вместе с тем наиболее контрастные друг другу по своему эмоциональному характеру лады, по существу, уже выделились на практике среди множества церковных ладов, что привело в конечном счете к замене модальной системы новой мажоро-минорной. Однако это случилось не сразу. Ведущую тенденцию эпохи Царлино уловил и сформулировал верно, но прошло еще много времени, пока модальная система совсем изжила себя: в XVII веке, например, отчасти и дальше, старинные лады еще применялись на практике, хотя господствующее значение принадлежало новым ладам (См. об этом: Баранова Т. Переход от средневековой ладовой системы к мажору и минору в музыкальной теории XVI-XV II веков. - В кн:. Из истории зарубежной музыки, вып. 4, М ., 1980, с. 6-27) . Далеко не всегда музыкально-теоретическая мысль эпохи улавливает и определяет ведущие тенденции и главные закономерности современного ей искусства. Историческое положение Царлино на рубеже двух музыкальных эпох способствовало тому, что он сумел разглядеть самое существенное в развитии ладогармонических основ музыкального искусства в прошлом и уловить в нем главные процессы, которым принадлежало будущее.

Точно так же само музыкальное искусство Западной Европы к исходу XVI века стояло на рубеже двух эпох. Если в различных странах оно развивалось не вполне равномерно, со значительными местными и национальными особенностями, то все же в целом оно двигалось в русле Возрождения. В итоге этого длительного, не лишенного противоречий процесса происходило завершение того, что возникло и развивалось с XIV-XV веков, и зарождение, даже укрепление того, что станет развиваться в будущем.

Так, несомненно, завершилось многозначительное, долгое и широкое развитие полифонии строгого стиля, которая пришла к совершенству, повлияла на самые различные творческие направления и как бы разлилась бесчисленными потоками по странам Западной Европы. В творчестве Палестрины она достигла вершин классики, полностью выявила возможности целеустремленного тематического развития как основы единства композиции. В искусстве Орландо Лассо она породила словно изнутри самой себя новые явления, новый тематизм, новую жанровую широту, новые национальные связи. В творчестве ряда мадригалистов, особенно Джезуальдо, она утратила именно строгий стиль, обретя индивидуальную экспрессию и новую стилистику. В венецианской школе строгий стиль тоже перестал быть строгим по многим причинам и прежде всего в связи с широкими и смелыми колористическими исканиями. Все это означало не только нарушение строгого стиля, но, разумеется, перерождение той образности, какая господствовала в полифонических вокальных произведениях a cappella от Окегема до Палестрины. Вместе с тем традиции полифонистов эпохи Возрождения не отошли в прошлое, не иссякли как таковые: в преображенном виде они продолжали свой путь и дальше. Не были забыты и полифонические формы, складывавшиеся в XV-XVI веках: от них пошли линии к классической фуге и старинной циклической сонате.

Новые явления и процессы, не получившие своего завершения в рамках эпохи, возникали по преимуществу в области светского музыкального искусства. Ими отмечена пора итальянского Ars nova . К ним относятся зарождение и подъем светских музыкальных жанров - французской chanson, немецкой Lied , итальянского мадригала. С новым ренессансным мировосприятием сопряжены расцвет и широкая популярность музыки, близкой народно-бытовым формам: фроттолы, вилланеллы, вильянсико, песен под лютню и виуэлу, бесчисленных танцев, лютневых пьес, простых образцов театральной музыки. Даже воздействие народной песни на протестантский хорал или значение гуситских песен для чешской музыкальной традиции были в полной мере знамением своей эпохи. Многие из названных жанров и форм светского искусства отнюдь не порывали с полифоническим письмом. Но полифония строгого стиля для них не очень характерна. Что же касается искусства, близкого быту, то оно было по преимуществу гомофонным. Само по себе выдвижение инструментальной музыки, хотя сперва и в ограниченных рамках, знаменовало первые победы музыкального начала вне прямой зависимости от слова (косвенная зависимость сохранялась), открывало путь к далекому будущему. И все это несло с собой новый тематизм, новую образность.

Итак, для музыкального искусства Ренессанс - этот «величайший прогрессивный переворот» - отнюдь не был замкнутой эпохой: достигнутые тогда вершины не заслонили новых перспектив.

Источник: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Cu … /index.php

Итальянская музыка Эпохи Возрождения: http://www.olofmp3.ru/index.php/Istoriy … eniya.html
Много интересного по музыке 16 века:
http://www.opentextnn.ru/music/epoch /braudo/Bd1. Before XVI century/?id=2814

Клавесин: http://www.qton.ru/41.html , http://eomi.ws/keyboard/harpsichord/

Инструменты Средневековья и Эпохи Возрождения: http://arttalk.ru/forum/viewtopic.php?t=656

Лютня: http://www.qton.ru/35.html , http://darkforest.3dn.ru/forum/57-632-1

Гитара: http://prosound-nn.ru/articles/istoriya … _i_rossii/
http://www.toke-cha.ru/guitar.html

Музыка эпохи Возрождения - период в развитии европейской музыки приблизительно между 1400 и 1600 годами
В Италии начало новой эпохи наступило для музыкального искусства в XIV веке. Нидерландская школа сложилась и достигла первых вершин в XV, после чего ее развитие все ширилось, а влияние так или иначе захватывало и мастеров иных национальных школ. Признаки Возрождения отчетливо проявились во Франции в XVI веке, хотя ее творческие достижения были велики и бесспорны еще в предыдущие столетия.
К XVI веку относится подъем искусства в Германии, Англии и некоторых других странах, входящих в орбиту Возрождения. И все же со временем новое творческое движение стало определяющим для Западной Европы в целом и по-своему отозвалось в странах Восточной Европы.

Музыка Ренессанса (1534-1600)
В Венеции, примерно от 1534 до приблизительно 1600, впечатляет polychoral с развитым стилем, который дал Европе некоторые из самых больших, наиболее звучных мелодий, бывших до этого времени, с несколькими хорами певцов, латуни и струн в различные пространственные места в базилике Сан - Marco Di Venezia (см. венецианской школы). Эти несколько революций по всей Европе в течение следующих нескольких десятилетий, начиная с Германии и переезда в Испанию, Францию и Англию несколько позднее, демаркации начало того, что мы сейчас знаем как барокко музыкальной эпохи.
Римсккую школу представляла группа композиторов преимущественно церковной музыки в Риме, охватывающее поздний Ренессанс и раннее Барокко эпохи. Многие композиторы были в прямой связи с Ватиканом и папской часовней, хотя они работали в нескольких церквях; стилистически они часто контрастирует с венецианской школы композиторов, одновременным движением, которое было гораздо более прогрессивным. Наиболее известным композитором римских школ был Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, чье имя ассоциируется четыреста лет с гладким, четким, полифоническим совершенством.
Краткого, но интенсивного музыкального расцвета достиг мадригал в Англии, в основном от 1588 до 1627, а также композиторы, его породившие. Английские мадригалы - это капелла, преимущественно в свете и стиле, и в целом, начали либо как копии или прямой перевод итальянских моделей. Большинство из них было по три-шесть голосов.
Musica reservata стиля или практика в исполнении капеллы вокальной музыки, в основном в Италии и южной Германии, включая уточнение и интенсивное эмоциональное выражение, пели тексты.
Кроме того, многие композиторы наблюдали деление в своих работах между Prima Пратика (музыка в стиле ренессанса полифонического) и Seconda Пратика (музыка в новом стиле) в течение первой половины 17 века.

Взято отсюда: http://muzikavseh.at.ua/index/istorija_muzyki/0-4
Название: Печатание старинной музыки
Адрес сайта:http://www.hoasm.org/IVI/EarlyMusicPrinting.html
Автор (или кто нашел статью): Наталья Юдалевич
Дата: 01-03-2007
В 1470 году только что изобретенный способ печатания был применен к печатанию монофонической музыки, совпавший с расцветом деятельности итальянских композиторов. В начале 16-го века он также был применен в большом масштабе к полифонической музыке. Таким образом много полифонической музыки, которая тогда была напечатана, датируется последними десятилетиями пятнадцатого века, и наши источники художественных форм того периода включают как печатные издания, так и рукописи.

Среди самых важных из этих источников - печатные издания светской музыки, изданной Оттавиано де Петруччи, главным образом посвященные итальянской музыке. Фактически, Мишель де Тулуз изданный в Париже где-то между 1488 и 1496 годами и без указания авторства "L`Art et instruction de bien dancer", текст и музыкальное содержание которого, в значительной степени то же самое, что и известный Брюссельский MS 9085, который, возможно, принадлежал Маргарет Австрийской; работа, которая включала две страницы обычной мензуральной нотации, хотя большинство музыки изображено в виде бревисов, которые представлены в рукописи. Петруччи - это человек, чье положение печатника музыки было аналогично положению Гуттенберга как печатника книг. Хотя Петруччи не был первым печатником музыки или первым, кто использовал способ незакрепленных литер, он раньше всех достиг печати этим важным способом применительно ко всей музыке отличной от грегорианского хорала. Печатная музыка приобрела большее распространение, чем рукописная. Обращение к большей аудитории отразилось на Петруччи, ушедшего от заказов, делавшихся способом переписки вручную.

Перед первопечатниками музыки стояли три задачи. Они изображали (1) монофоничекие григорианские хоралы, (2) полифоническую музыку, (3) короткие музыкальные примеры в теоретических или других работах. Они это делали посредством деревянных блоков, металлических блоков и незакрепленных литер. Печать музыки впоследствии так названным методом, вероятно, произошло из Италии, хотя эксперименты другими способами производились ранее и в других странах.

Первая известная печатная книга, включающая ноты - это "Psalterium", напечатана Йоханом Фустом и Петером Шёффером, гутенбергской ассоциацией, в Майнце, в 1457 году. Только текст и три черных линии нотного стана были напечатаны, четвертая линия была нарисована от руки красным цветом и ноты были также нарисованы вручную. Рукописные вставки продолжали делаться во многих церковных изданиях даже после общего принятия способа печати музыки, так как индивидуальные копии из больших изданий могли таким образом быть сделаны в соответствии с местными традициями.

Ранние попытки изображения реальной музыки в печатном виде появились в "Collectorium super Magnificat" Charlier de Gerson, изданном в Эсслингене в 1473 году Конрадом Фёнером. Здесь "sol, la, mi, re, ut", приведенные в тексте, изображены без линий нотного стана пятью черными квадратиками, расположенными по диагонали нисходящими рядами, которым предшествуют буквы "f", как ключ "F".

Возвращаясь к Италии: римский "Missale", выполненный в Милане Михаелем Заротусом Пармским 26 апреля 1476 года, это самый ранний из известных образцов печатной музыки с помощью незакрепленных литер. Готический стиль нот (ромбовидный) использовался; хотя печать музыки распространилась не везде. Шесть месяцев спустя другой вариант "Missale" также с использованием способа незакрепленных литер, но используя римский стиль нот (квадратный), был издан Ульрихом Ханом (Ulrich Han или Hahn) в Риме. В обеих книгах одновременно при печати использовалось: нотные линейки были напечатаны красным одним оттиском, а грегорианские хоралы черным - другим.

"Мензуральное" нотное написание предположительно было впервые использовано при печати "Grammatica brevis" Францискуса Нигера, изданной в Венеции в 1480 году Теодором фон Вюрцбургом (Theodor von Würzburg). Неизвестно, какой способ был при этом использован - литерный или с металлическими блоками. Три нотные линейки были нарисованы, чтобы проиллюстрировать пять поэтических размеров. Там нет нотного стана, но есть восходящие и нисходящие промежутки между головками нот, возможно, означающих, что мелодии имелись в виду. В 1487 году в книге "Musices Opusculum" Николо Бурцио, изданной в Болонье Уго де Ругериисом, появилась первая известная, полная, печатная партитура. Она была сделана с помощью печатных блоков. Достойно внимания то, что печати с помощью незакрепленных литер, более усовершенствованной технике, предшествовала печать с помощью блоков.

Среди церковных произведений разного периода, напечатанных в Италии, есть несколько примеров Оттавиано Скотто. "Печатные издания" также породили книги по теории.

Прошение, адресованное Петруччи к правителю Венеции и датированное 25 маем 1498 года, требовало эксклюзивного права печатания музыки для голоса, лютни и органа сроком на двадцать лет. Но первая публикация Петруччи появилась только 14 мая 1501 года. Это была знаменитая "Harmonice Musices Odhecaton A", которая была первой печатной коллекцией партитур. Она содержала композиции Ockeghem и Busnois, а также произведения некоторых поздних франко-фламандских композиторов. За этим изданием следовали "Canti B" и "Canti C", опубликованные в 1502 и 1504 годах, соответственно. Вместе с Odhecaton они сформировали чрезвычайно богатую серию франко-фламандских песен. Все три изданы в форме хоровых книг, как и большинство следующих изданий партитур светской музыки, изданной Петруччи. Его целью, очевидно, было предложить "сырой (необработанный) материал", из которого будут делаться копии по специальным запросам. Он печатал духовную музыку в виде партитур, не смотря на то, что она предназначалась для практического использования.

Серия из одиннадцати книг, напечатанных Петруччи (за исключением десятой, которая была утрачена) сохранила сокровища старинной итальянской песни (frottola). Самый ранний фрагмент, найденный в печатном виде, это "Viva el gran Re Don Fernando", barzelletta (= фроттола) посвящена празднованию завоеванию Гранады испанцами и радующаяся, что могучий город "de la falsa fè pagana è disciolta e liberata". Возможно, первая песня в Неаполе, которая была включена в Римскую публикацию 1493 года, была посвящена, главным образом, игре, ознаменовавшей это событие. Некоторые фрагменты, напечатанные Петруччи, были авторства Андреа Антико, который был не только композитором, но также работал как резчик шрифтов, печатник и издатель. В сотрудничестве с Джованни Батиста Колумба (гравером) и Марчелло Сильбером - имевшим псевдоним "Франк" - (печатником) он издал в Риме в 1510 году свою первую коллекцию итальянских песенок (фроттоле) под названием "Canzoni nove con alcune scelte de varii libri di canto". Венеция временно стала неблагоприятной сценой для предприятий связанных с искусством, вследствие серьезного поражения республики "League of Cambrai" в 1509 году. Тем не менее, вскоре после 1520 года Антико, вероятно, вернулся в Венецию, где позднее продал свою часть "печатного партнерства" с Оттавиано Скотто. В работах, произведенных партнерами, часто сложно определить долю каждого. Некоторые печатники не только делают свою работу, но также перепечатывают заказы от других магазинов, напечатанных другими. В 1513 году Антико получил папскую привилегию для печати музыки вскоре стал серьезным конкурентом Петруччи.

Attaingnant и другие печатники

В 1525 году важный вклад в развитие книгопечатания был сделан Pierre Haultin парижским (умер в 1580 г.) Тогда как Петруччи печатал нотные станы и сами ноты отдельно, Haultin добился однооттискового печатания: он делал формы, в которых маленькие фрагменты нотного стана сочетались с нотами, и этими кусочками образовывали целый нотный стан с нотами на нём. Этот метод породил метод печатания музыки, ранее, в принципе, нигде не использовавшийся. Однако, он не был сразу принят как универсальный: метод двойного печатания время от времени появлялся еще в течение 250 лет.

Метод Haultin`а был использован парижским печатником Attaingnant, среди работ которого встречаются важные издания (1528-1549) - церковные и светские, для голоса и для инструмента - всего 17 коллекций, содержащих около 2000 песен (включая, однако, некоторые повторы). Очень важно, особенно относительно песен и мадригалов, что Attaingnant был, вероятно, первым печатником, который начал размещать слова точно под соответствующими нотами. Его система была также применена в печати, сделанной Guillaume Le Bé для известного издательского дома Балларда. Роберт Баллард вместе со своим единокровным братом Адрианом ле Роем основал в Париже в 1551 году фирму, которая печатала музыку Жана-Батиста Люли в 17-м веке и Couperin в 18-м и сохраняла эту привилегию до революции 1789 года. Другие нововведения приписываются первопечатнику Этьену Briard (работавшему в Авиньоне, ок. 1530). Вместо квадратных и ромбовидных головок нот, в основном использовавшихся для музыки того времени, он предложил использовать овалы. Первый печатник, кто последовал этому, был Жан дe Channey из Авиньона, который использовал метод Briard`а, когда печатал четыре публикации "Lamentations" Carpentras и другую духовную музыку между 1532 и 1537 годами. Важно, кроме того, был Jacques Moderne - известный, по причине своей тучности, как "Гранд Жак" - который основал музыкальный издательский дом в Лионе и в числе знаменитых публикаций которого было "Parangon des chansons" (одиннадцать книг, 1538-1543). Он был, возможно, первым издателем хоровых партитур, в которых двухголосные партии располагались друг напротив друга на каждой странице для доступа людей, сидящих с каждой стороны от нот и поющих по одной книге. Интересен также и Nicolas Du Chemin (примерно 1510-1576), чьи издания появились в Париже с 1540 по 1576, был включен в семнадцатитомную коллекцию песен.

Музыкальные издательства процветали также и в Бельгии и Нидерландах, в частности в Антверпене и Louvain. Тильман Сусато (музыкальный переписчик, флейтист и трубач, а позднее издатель), один из самых известных печатников Бельгии, основал в Антверпене примерно в 1529 году свое собственное музыкальное издательство. В 1543 году он выпустил "Premier Livre des chansons à quatre parties . . . .", включающую восемь его собственных песен. Хьюберт Waelrant, известный композитор, и печатник Жан Laet в 1554 году основали издательский дом, который продолжал действовать до смерти Laet`а в 1597 году.

Коллекция изданий Pierre Phalèse из Louvain'а включает французские и фламандские песни, а также музыку для лютни. Первый издатель, использующий независимую печать, он создал свое собственное печатное дело в 1552 году. После его смерти его сын перенес фирму в Антверпен.

Царствование типичного монарха эпохи Ренессанса (1515-1547), Франциска I, соответствует завершению периода песен 16-го века. Тогда и позже песни, написанные с итальянскими и нидерландскими элементами, были приправлены настоящей французской грацией и остроумием. Шарм их текста - различные оттенки светскости - вызывали восторг у придворных Фонтенбло и Парижа. Несмотря на весьма вольный юмор, многие композиторы-песенники писали серьезные песнопения и мессы и придерживались позиций Церкви.

Две самые ранние коллекции были опубликованы Attaingnant, несомненно, первые издания многоголосных песен обсуждались во введении к "Периоду IVI" - на деле, первые издания полифонической музыки во Франции - появились в 1528 году. Старейшее издание датируется 4 апреля 1527 года, но по календарю, в котором год начинался со Страстной субботы. В этой коллекции сохранились только две части. Однако её содержимое может быть во многом восстановлено по более поздним источникам, в которых встречаются некоторые фрагменты. Вторая коллекция сохранилась полностью, но не сохранилась её датировка, хотя она может быть примерно датирована с помощью косвенных свидетельств.

Одна из первых коллекций Attaingnant, которая не только датирована, но и существует в полностью сохранившейся форме - "Trente et une chansons musicales" (1529). Два основных композитора, включенных в неё - Клаудин де Sermisy, чья книга с музыкой обычно называется просто "Клаудин", и Clement Janequin, кому была посвящена вторая коллекция. Несмотря на славу последнего (Clement Janequin) сегодня, а, возможно, и в его время, мы можем также считать Клаудина в целом равным ему среди композиторов-песенников, тип которых они с некоторыми различиями оба представляют. Эти композиторы, как говорили, составляли французскую школу.

Источник:http://antiquo-more.irk.ru/view_other_articles_full.phtml?oa_code=3

3

Название: Тильман Сусато
Адрес сайта:http://en.wikipedia.org/wiki/Tielman_Susato
Автор (или кто нашел статью): Перевод Натальи Юдалевич
Дата: 15-05-2008
Тильман Сусато (ок.1500 - ок.1562) был фламандским композитором эпохи Возрождения, музыкантом и издателем музыкальных произведений в Антверпене. До сих пор место его рождения неизвестно, некоторые специалисты считают, что из-за того, что его имя 'Сусато' означает 'de Soest', а 'Soest' - это такой город, он может быть из города с таким именем, который расположен в Вестфалии.

Не очень много известно о его жизни в раннем возрасте, но он начинает появляться в различных Антверпенских архивах около 1530 года, как переписчик, а также как музыкант, играющий на трубе, флейте и теноровой флейте. С 1543 года и до смерти он работал издателем, создавшим первое музыкальное издательство в Голландии, а до этого всё издавалось в основном в Италии, Франции и Германии. Вскоре после этого, Сусато объединился с Pierre Phalèse в Лёвине (столице фландрской провинции) и с Кристофером Плантином, также в Антверпене, так что в Голландии, Бельгии и Люксембурге (Low Countries) появился центр региональных музыкальных издательств. Возможно, что Сусато также занимался бизнесом, связанным с музыкальными инструментами, и он некоторое время предпринимал попытки образовывать партнерства с другими издателями, но безуспешно. После его смерти между 1561 и 1564 годами его сын принял от него его дело, но тоже умер в 1564 году.

Сусато был также одарённым композитором. Он написал (и издал) несколько книг с мессами и песнопениями, которые были типичным подражанием полифонии того времени. Он также написал две книги песен, которые были специфически оформлены так, чтобы исполняться неподготовленными, неопытными певцами: они имели всего два или три голоса. Наиболее важным из его публикаций было 'Souterliedekens' франко-фламандского композитора Clemens non Papa, которые были написаны в размере голландских псалмов, с использованием мелодий популярных песен. Они были неимоверно популярны в Голландии в 16 веке.

Сусато также был плодовитым композитором в области инструментальной музыки и много из его произведений исполняется и сегодня. Он выпустил книгу танцевальной музыки в 1551 году, "Het derde musyck boexken ... alderhande danserye', написанных музыкальных фрагментов в простой, но артистичной обработке. Многие из этих фрагментов - танцевальные формы (аллеманды, гальярды и т.д.) и они просты и унисоны по структуре, многие из них базируются на популярных песнях того времени.

Часто Сусато посвящал свои публикации известным гражданам города. Иногда он посвящал свою работу какому-нибудь одному композитору (например, Pierre de Manchicourt или Thomas Crecquillon). Не удивительно, что его предпочитали другие фламандские композиторы как человека, у которого можно опубликовать свои работы. Он был также одним из первых музыкальных издателей, кто опубликовал работы Орландо Лассо - великого композитора эпохи Возрождения.

Источник:http://antiquo-more.irk.ru/view_other_articles_full.phtml?oa_code=6

Название: Краткая биография Тильмана Сусато
Адрес сайта:http://www.naxos.com/composerinfo/1014.htm
Автор (или кто нашел статью): Перевод Натальи Юдалевич
Дата: 15-05-2008
Место и дата рождения Тильмана Сусато неизвестны, наши первые знания о нём датируются 1529 годом, когда он работал переписчиком в Антверпенском кафедральном соборе. Как трубач он также был записан как 'городской музыкант', пока не создал первую музыкальную издательскую компанию в Бельгии, Голландии и Люксембурге (Low Countries) и занимался этим с 1541 года. В течение своей издательской карьеры он выпустил 25 книг с песнями, 3 книги с мессами и 19 книг песнопений. Он также стремился заниматься продвижением фламандских композиторов, и в итоге опубликовал четыре книги посвященные песням, написанным нац. музыкантами. Его попытки найти больше не имели успеха, и он сам писал много своих собственных произведений на основе популярных фламандских мелодий того времени. Дата его смерти неясна, но он передал свой бизнес своему сыну Jacques, но тот тоже умер через два или три года после отца в 1564 году.

Сусато не был великим композитором в общепринятом смысле этого термина, но он был одним из представителей фламандской музыки того периода, а также значительной фигурой, имеющей отношение к музыке своего региона. Как много было первоисточников нам неясно, как то, что он, очевидно, занимался сбором народной и популярной музыки. Он был, тем не менее, одаренным композитором, который умел улавливать - в своих песнях и инструментальной музыке - сущность своего времени. Его музыкальный материал привлекателен и чрезвычайно точен в ритмических характеристиках. Многое из его музыки, и музыки им собранной, было в танцевальном ритме с основным предположением (с основной установкой), что музыка для 'улиц' другая, чем для аристократии. В результате это была музыка с грубой привлекательностью, в которой нет технических сложностей, и которую могут исполнять не очень подготовленные исполнители.

Источник:http://antiquo-more.irk.ru/view_other_articles_full.phtml?oa_code=5


Вы здесь » Ролевая игра "Графиня де Монсоро" » Историческая справка » Музыка и музыкальные инструменты Эпохи Возрождения (продолжение)